Отчетная политика для целей МСФО

Если в российской практике учетная политика понимается как совокупность способов ведения учета, то международный опыт определяет ее как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. Использование двух определений одного понятия, отражающих разные стороны деятельности учетного подразделения, способно вызвать противоречия в первую очередь организационного характера. В связи с этим целесообразно ввести понятие отчетной политики.

 

МСФО и МСА в кредитной организации

№ 1 (43) / 2012

И.В. Тополя

ОАО «Связьинвест», заместитель главного бухгалтера, АССА

 

Центральный элемент системы отчетности

Нечеткое определение учетной политики не позволяет однозначно расставить приоритеты в деятельности учетного подразделения (важнее отчетность или учет?), установить ответственность за формирование такой общей учетной политики (кто формирует — стейкхолдеры [1], в т.ч. участники, кредиторы, руководство компании, или бухгалтеры?), определить ее соотношение с другими элементами системы управления (существует изолированно или в связи с механизмами планирования и контроля?). В предлагаемой модели учетная политика будет устанавливать систему принципов в отношении учета, а отчетная политика — в отношении отчетности.

Может показаться, что такие принципы уже установлены законодательно и потребность в отчетной политике отсутствует. Действительно, на законодательном уровне могут устанавливаться минимально необходимые требования к периодичности, срокам, объему, периоду и валюте отчетности, иным аспектам отчетности как процесса и результата. Так, для целей отчетности по РПБУ такие требования установлены законами «О бухгалтерском учете» [2] (состав, период, порядок представления отчетности), «Об акционерных обществах» [3] (порядок утверждения отчетности органами управления). Закон «О консолидированной финансовой отчетности» [4] также содержит основные требования к составлению, представлению и публикации отчетности по МСФО (например, периодичность, сроки, язык отчетности).

Однако законодательные требования отражают позицию регулятора в отношении отчетности как процесса и результата, в то время как позиция стейкхолдеров в этом вопросе может как совпадать, так и отличаться от позиции регулятора, безусловно, оставаясь при этом в установленных законом рамках. В связи с этим в компании должно быть сформулировано собственное представление о том, каким принципиальным требованиям должна отвечать формируемая отчетность и как должен быть организован процесс отчетности.

Отчетная политика может и должна формироваться для всех видов отчетности: внешней и внутренней, финансовой и производственной. Такая система принципов в отношении отчетности в целом, а не только внешней финансовой отчетности, могла бы называться концепцией отчетности. Вместе с тем использование понятия отчетной политики (в т.ч. отчетной политики для целей МСФО, интегрированной в общую отчетную политику) позволяет сделать систему заложенных в ней принципов практически-ориентированной, применимой в деятельности компании, а не оторванной от реальности как по существу, так и в восприятии пользователей, если бы она именовалась концепцией отчетности.

Разделение на отчетную и учетную политику связано с различием роли отчетности и учета в деятельности компании. Учет важен, поскольку он обеспечивает возможность составления отчетности, необходимой для управления: принятия решений и оценки их эффективности. Устройство учета (организационное, методологическое, техническое) подчинено целям формирования отчетности.

Подчинение отчетности интересам учета, напротив, порождает изолированную, замкнутую систему процедур и правил, не обеспечивающую пользователей необходимой для управления информацией в форме актуальной и адекватной отчетности. При подобном развитии событий принимаемые организационные решения будут оптимизировать функционирование системы учета (например, упрощать систему аналитических признаков, откладывать признание объектов учета и хозяйственных операций до их полного документального оформления), тем самым подрывая задачи отчетности — снижая уровень ее информативности, увеличивая сроки составления. В компании, ориентированной на задачи учета, однозначно возникнет необходимость формировать особые формы отчетности для решения задач различных подразделений и индивидуальных систем учета для каждого вида отчетности. Как следствие, со временем перед компанией встанет вопрос о сопоставлении отчетности для различных целей и поиске «правильной» информации, возникнут конфликты подразделений относительно приоритетности формируемых ими отчетов. Все это ведет к неэффективному использованию ресурсов и потере управляемости, чего можно избежать путем создания единых механизмов организации информации для компании в целом и ее различных подразделений.

Именно поэтому отчетная политика задает направленность работе учетного подразделения и первична по отношению к учетной политике. Отчетная политика в первую очередь является результатом объединения нормативных требований и потребностей стейкхолдеров компании в области организации отчетности как основного механизма информационного сопровождения принятия решений. При наличии только учетной политики как доминирующего методологического документа акценты смещаются в область учета, определения совокупности решений и мероприятий по идентификации и регистрации объектов учета и хозяйственных операций с ними.

В действительности учетная политика вторична и носит в значительной степени технический характер, устанавливая для лиц, принимающих управленческие решения, порядок работы механизмов, как правило, далеких и менее значимых. Она является функционально подчиненной отчетной политике, определяющей характеристики основного продукта деятельности учетного подразделения — финансовой отчетности и процесса ее формирования. В таком случае учетная политика отражает принятую совокупность принципов классификации и оценки объектов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций с ними. При этом в учетной политике определяются положения в отношении:

  • объектов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций с ними, существенных для компании;
  • объектов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций с ними, специфичных для компании, порядок учета (классификации и оценки) которых не определен в явном виде в МСФО;
  • принятых методов классификации и оценки, обусловленных ранним применением вновь введенных МСФО с отложенной датой применения.

Отчетная политика в свою очередь отражает принятую совокупность принципов представления информации об объектах хозяйственной деятельности и хозяйственных операциях с ними, устанавливая как организационные (для отчетности как процесса), так и методологические (для отчетности как документа) требования.

Требования к отчетности как процессу

Отчетная политика для отчетности как процесса не является регламентом, не указывает на последовательность этапов и действий, не определяет содержания конкретных процедур при подготовке и публикации финансовой отчетности. Как основополагающий нормативный документ отчетная политика устанавливает принципы процесса отчетности. Рассмотрим их подробнее.

Составление и представление отчетности:

  • состав группы, формирующий внешнюю финансовую отчетность по МСФО: компании группы, на которые распространяется закон о консолидированной финансовой отчетности с учетом предоставленных отсрочек; компании группы, на которые распространяется закон о консолидированной финансовой отчетности без учета предоставленных отсрочек; совокупность наиболее значимых компаний группы;
  • периодичность составления и представления отчетности: за год, шесть месяцев, три месяца;
  • целевые сроки представления отчетности пользователям, например, для годовой отчетности: 120 дней после окончания отчетного периода (согласно требованиям закона о консолидированной финансовой отчетности), 30/60 дней (раскрытие результатов и представление отчетности в составе отчета эмитента на уровне лучшей мировой практики представления финансовой отчетности);
  • окончание периода отчетности: например, финансового года — 31 декабря, 31 марта;
  • продолжительность периода отчетности: календарный год, 52 недели;
  • объем отчетности для разных периодов в пределах отчетного года: подготовка отчетности за шесть месяцев в сокращенном объеме и отчетных форм за три и девять месяцев; подготовка ежеквартальной отчетности в объеме, приближенном к годовому.

Проведение проверки и утверждения отчетности:

  • регулярность и масштаб проведения процедур проверки отчетности: например, аудит по итогам отчетного года, обзор по итогам шести месяцев, предварительные аудиторские процедуры без выпуска заключения по итогам девяти месяцев;
  • правила назначения аудитора для группы компаний: выбор в результате проведения открытого или закрытого конкурса; без проведения конкурса;
  • ответственность за утверждение отчетности: например, утверждение руководителем компании без согласования с органами корпоративного управления; утверждение отчетности руководителем компании после согласования с советом директоров или его комитетами.

Использование финансовой отчетности:

  • степень унификации формата внешней отчетности в группе: подготовка отчетности дочерними компаниями исключительно в формате корпоративных стандартов; подготовка отчетности дочерними компаниями на основе форматов корпоративных стандартов с возможностью уточнений, отражающих индивидуальные особенности; подготовка отчетности в локальных форматах;
  • степень унификации формата отчетности для целей фактической отчетности и планирования: форматы отчетности совпадают; форматы отчетности по МСФО и плановой отчетности отличны;
  • степень использования фактических данных отчетности для целей контроля: финансовая отчетность по МСФО используется для контроля достижения плановых показателей; контроль осуществляется с использованием отчетности в альтернативных стандартах (например, с использованием данных отчетности по РПБУ или сформированной в соответствии с особыми корпоративными стандартами учета и отчетности).

Требования к отчетным документам

Отчетная политика для отчетности как документа отражает принятую совокупность методов представления информации об объектах хозяйственной деятельности и хозяйственных операциях с ними. При этом в отчетной политике определяются положения в отношении:

  • валюты представления отчетности: в рублях РФ, долларах США, евро;
  • размерности показателей отчетности: в тысячах, миллионах, миллиардах;
  • принципов формирования показателей отчетности и правил группировки исходных данных учета;
  • контроля согласованности между показателями в отчетности, раскрываемыми в различных отчетных формах и примечаниях: в том числе состава проверок, направленных на контроль соответствия значений показателей в отчетных формах и их детализации в примечаниях, соответствия значений показателей, раскрытых в различных примечаниях;
  • критерия, по которому показатели или характеристики объектов относятся к раскрываемым: определение количественной и качественной существенности для целей оценки индивидуальных ситуаций на предмет необходимости раскрытия;
  • форматирования отдельных элементов отчетности как документа, в том числе таблиц, текста, заголовков, колонтитулов, наименований организаций, дат, сумм.

Отчетная политика устанавливает исчерпывающий набор требований к отчетности и является основополагающим документом в текущей работе учетного подразделения.

Она предназначена для отражения задач текущего периода, определяемых функциональной стратегией учетного подразделения. Отчетная политика взаимодействует с действующими организационными и методологическими элементами: регламентами и планами, контрольными процедурами, планом счетов и регистрами учета, моделью финансовой отчетности (см. рис.).

Систематизация разрозненных требований в рамках отдельного документа позволяет обеспечить целостное представление о целях, элементах и параметрах отчетности как процесса и основного результата деятельности учетного подразделения, повысить эффективность управления деятельностью учетного подразделения.

 

[1] Стейкхолдер (от англ. Stakeholder — букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик — в узком смысле слова то же, что и shareholder (акционер, участник), т.е. лицо, имеющее долю в уставном (складочном) капитале предприятия; в широком смысле одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании, — акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом, правительства и т.п.

[2] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». С 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

financialreporting.ru