Подготовка к первой отчетности по МСФО

В связи с выпуском приказа Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» МСФО получили официальное признание на территории Российской Федерации.


КОРПОРАТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

№ 01/2012

И. В. Тополя, АССА

Заместитель главного бухгалтера ОАО «Связьинвест»

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» кредитные и страховые организации, а также иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, должны будут составлять отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 г. Отсрочка до 2015 г. предоставляется организациям, составляющим отчетность по иным, отличным от МСФО международно признанным правилам, а также организациям, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Законом установлены следующие особенности представления консолидированной финансовой отчетности: подготовленная и проаудированная отчетность должна быть представлена участникам (акционерам) организации не позднее 120 дней с даты окончания года, за который составлена отчетность. На практике график составления отчетности за 2012 г. может выглядеть, например, следующим образом (табл. 1).

В настоящее время в указанные сроки международная отчетность выпускается крупнейшими компаниями страны, нередко обладающими более значимыми ресурсами и опытом составления отчетности по сравнению с теми компаниями, которым только предстоит составить такую отчетность впервые. Для тех же организаций, которые к настоящему моменту не составляли отчетность по МСФО, такой значимый вызов требует адекватного ответа в форме организации полноценной системы учета и отчетности по МСФО.

Ключевые задачи

Существует ряд практических аспектов применения закона о консолидированной отчетности, например вопросов о конкретном круге лиц, составляющих отчетность по МСФО, объеме первой отчетности по МСФО, порядке аудита и представления отчетности. Такие вопросы рассматриваются на различных мероприятиях, организуемых с участием представителей Минфина РФ, Фонда НСФО (экспертного органа, обеспечившего экспертизу МСФО перед их признанием на территории Российской Федерации), членов профессионального сообщества.

Вместе с тем проблема подготовки первой отчетности по МСФО связана с более широким кругом вопросов различного плана (организационного, методологического, технического и др.), принятие решений в отношении которых возможно только самой организацией. Такие вопросы не ограничены формированием учетной политики и определением освобождений, предоставляемых МСФО 1, проведением оценки активов и обязательств, выбором и назначением аудиторской организации, реализацией технических средств формирования отчетности и могут быть сгруппированы по следующим направлениям:

  • место нового процесса в деятельности организации;
  • планирование развития отчетности по МСФО;
  • организация отчетности по МСФО в целом;
  • составление непосредственно первой отчетности по МСФО.

Ниже представлены задачи, которые должны быть решены организациями при создании собственной системы учета и отчетности по МСФО.

Корпоративный контекст

Подготовка отчетности по МСФО не является задачей сугубо учетного подразделения. С одной стороны, подготовка отчетности потребует от руководства и профильных подразделений формирования материалов, используемых при составлении финансовой отчетности (классификаторы для обеспечения отражения в отчетности информации в необходимой аналитике, суждения и оценки в отношении объектов учета, информация для раскрытия в пояснительной записке, пояснения при проведении аудита и обзора отчетности).

Вместе с тем введение отчетности по МСФО создает предпосылки для изменения характера различных сторон деятельности организации. Оценку влияния внедрения отчетности по МСФО целесообразно провести в первой половине 2012 г. Ниже представлены основные аспекты деятельности, которые будут затронуты началом составления отчетности по МСФО.

Функционал органов управления. Новый процесс в деятельности организации требует закрепления соответствующего функционала и компетенций основных органов управления: правления, совета директоров и комитетов при нем. Закон о консолидированной отчетности не устанавливает новых требований к органам управления. Вместе с тем организация может счесть необходимым определить в уставных и иных внутренних документах роль таких органов в процессе составления, аудита и утверждения отчетности.

Организация бизнеса. Организация может захотеть пересмотреть условия договоров и хозяйственных схем в случаях, когда их отражение в международной отчетности не удовлетворяет интересам участников и руководства компании. Это может быть связано с тем, что такие хозяйственные схемы в трактовке международных стандартов порождают нежелательные финансовые эффекты (изменение уровня выручки, рентабельности, долговой нагрузки) или требуют раскрытия информации об их участниках.

Вознаграждение руководства и сотрудников. С введением отчетности по МСФО становится возможным определение финансовых показателей по группе компаний и сопоставление этих показателей с показателями других групп данной отрасли (на национальном и международном уровне). Это создает возможность установить связь вознаграждения высшего руководства корпоративного уровня с показателями отчетности по МСФО или определенными на их основе (например, абсолютные и приростные значения выручки, рентабельности, EBITDA). Вместе с тем организации потребуется оценить последствия реализации вознаграждений на основе акций, пенсионных планов и программ долгосрочного вознаграждения в связи с особым порядком их отражения в отчетности по МСФО и учесть выводы об их целесообразности при формировании компенсационного пакета руководства и сотрудников.

Взаимодействие с дочерними и зависимыми компаниями. Составление отчетности по МСФО требует использования единой учетной политики и единых отчетных дат при формировании консолидированной финансовой отчетности. В практическом смысле это означает использование единого консолидационного плана счетов и аналитики, единых форм отчетности, единых правил учета дочерними и зависимыми компаниями с целью исключения необходимости в любых корректировках (например, приведение к единому плану счетов от индивидуальных, пересчет показателей в связи с разницей в учетных политиках, корректировка данных при разнице в отчетных периодах). Для этого материнской компанией группы должны быть сформулированы и доведены до дочерних и зависимых компаний для обязательного применения единые корпоративные элементы системы учета и отчетности.

Финансовая политика. Наличие отчетности по МСФО позволяет пересмотреть отдельные элементы финансовой политики, реализовать во внешней и внутренней отчетности единые способы сбора и представления финансовой информации, установить нормативные значения контролируемых показателей по данным отчетности по МСФО на индивидуальной и консолидированной основе. Кроме того, консолидированные данные по МСФО могут использоваться при определении размера дивидендов материнской компании с учетом финансовых результатов всей группы по МСФО для определения условий по кредитам, установления кредитных рейтингов материнской компании или специальной финансовой компании группы.

Бизнес-процессы. Поскольку реализуемые организацией программы, проекты, процессы начинают находить отражение не только в национальной, но и в международной отчетности, потребуется осуществлять качественную (состав и период признания статей в отчетности) и количественную (стоимостную прогнозную) оценку эффектов таких инициатив и мероприятий с точки зрения международного учета и отчетности. Для этого кроме прочего в организации потребуется обеспечить надлежащее документирование принимаемых решений, суждений и оценок, формируемых для целей финансовой отчетности в виде соответствующих организационно-распорядительных документов, а также формализованной переписки между подразделениями.

Оценка эффективности. В дополнение к предыдущему пункту организации предстоит провести инвентаризацию и, возможно, пересмотреть критерии анализа эффективности инвестиционных проектов и сделок по приобретению бизнеса на этапе их подготовки и реализации. С учетом проведения регулярных тестов на обесценение для широкого круга объектов (как по отдельным активам, так и по бизнес-единицам) и использования сходных допущений о составе, величине и сроках денежных потоков при принятии инвестиционных решений и последующем тестировании на обесценение организации потребуются более тщательное обоснование стоимости сделок и прогнозов денежных потоков, более строгое определение уровня нормативов для критериев выбора инвестиционных проектов и сделок.

Организационное развитие. Реализация задач подготовки отчетности по МСФО требует определения состава и границ функционала и создание соответствующего блока в учетном подразделении (а возможно, в ином, например финансово-экономическом, в зависимости от распределения ответственности между высшим руководством организации). В зависимости от требований к объему и периодичности отчетности будут определяться степень использования внешних ресурсов, распределение задач между существующими подразделениями организации как в учетном блоке, так и в профильных подразделениях. В последнем случае не исключено появление дополнительного функционала, состоящего в обеспечении подразделения по составлению отчетности по МСФО необходимой информацией, возможно отсутствующей на момент начала составления отчетности по МСФО (например, о классификации финансовых активов, составе инвестиционного имущества, параметрах многокомпонентных договоров с клиентами). Кроме того, дополнительный функционал возникнет в подразделениях, обеспечивающих функционирование организации, например в подразделениях по информационным технологиям, внутреннему аудиту и внутреннему контролю.

Составление управленческой отчетности. Появление в организации нового вида внешней финансовой отчетности может потребовать уточнения применяемых стандартов учета и отчетности для целей внутренней фактической управленческой отчетности, составления планов и бюджетов: будут ли они составляться с учетом подходов, принятых в международных стандартах, по особой корпоративной учетной политике или иным образом.

Среднесрочный план развития

После определения места процесса отчетности по МСФО в организации необходимо в течение первого полугодия 2012 г. выработать среднесрочный план его развития. Для этого необходимо в первую очередь сформулировать целевое состояние создаваемого процесса в виде системы принципов, критериев, которым он должен соответствовать. Организация может определить собственную систему принципов, видение, например, следующим образом:

  • должен быть определен подробный процесс составления отчетности с указанием автоматизируемых/неавтоматизируемых разделов;
  • должен быть обеспечен переход к самостоятельной подготовке отчетности;
  • должен быть обеспечен переход к формализованному процессу составления отчетности, аналогичному процессу для отчетности по РСБУ;
  • должна быть обеспечена принципиальная независимость организации от консультантов в каждом из планов подготовки отчетности (методологическом, техническом, профессиональном);
  • должно быть обеспечено участие профильных подразделений в подготовке отчетности;
  • должны быть обеспечены условия для последовательного совершенствования систем сбора финансовой информации и подготовки отчетности;
  • должна быть внедрена система мониторинга и контроля процесса отчетности.

Среднесрочный план развития отчетности по международным стандартам должен отражать в первую очередь целевое состояние ключевых элементов процесса отчетности (табл. 2).

Система учета и отчетности по МСФО

Определив направление развития процесса отчетности и конкретные состояния, которые должны принять различные его элементы, организация приступает к созданию собственной системы учета и отчетности по МСФО. При этом необходимо учитывать, что отдельные параметры отчетности по МСФО установлены на уровне закона о консолидированной отчетности, например первый отчетный период (2012 г.), продолжительность отчетного периода (календарный год, с 1 января по 31 декабря), валюта представления отчетности (российские рубли).

Несмотря на то что система учета и отчетности по МСФО будет развиваться и совершенствоваться в течение жизни организации, принципиальные элементы, определенные ниже, целесообразно реализовать в течение первого полугодия 2012 г. (табл. 3).

Составление первой отчетности по МСФО

Составление первой отчетности по МСФО (в соответствии с МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности») отличается от составления отчетности по МСФО, формируемой в обычном порядке, в первую очередь составом раскрываемой информации и применением исключений и освобождений от требований других МСФО. С учетом ограниченного времени на подготовку отчетности за 2012 г. целесообразно обеспечить подготовку и аудит сопоставимых данных (в том числе отчет о финансовом положении на дату перехода на МСФО (так называемый начальный отчет о финансовом положении по МСФО), которая предположительно будет определена как 1 января 2011 г.) в течение 2–4 кварталов 2012 г. Для этого организациям потребуется осуществить следующие специфические для первой отчетности по МСФО процедуры.

Ключевые решения. Ключевыми методологическими решениями для организации, впервые составляющей отчетность по МСФО, станут определение даты перехода на МСФО, определение применимости обязательных исключений ретроспективного применения МСФО, определение состава добровольных освобождений от требований МСФО. Как правило, организации в финансовой отчетности представляют данные за два периода: текущий и предшествующий. Датой перехода на МСФО для них станет 1 января 2011 г. Вместе с тем некоторые организации составляют отчетность, например, за три года. В этом случае датой перехода будет 1 января 2010 г. Чем более раннюю дату организация примет в качестве даты перехода, тем больше объем работ по подготовке данных и выше риски при проведении аудита предыдущих периодов.

Определение состава объектов учета по МСФО. Для полноценной организации учета и отчетности по МСФО организации необходимо оценить соответствие активов и обязательств, существующих на дату перехода на МСФО и последующие отчетные даты, требованиям МСФО. В связи с этим необходимо на основе данных существующего учета и отчетности:

  • признать ранее не признанные активы и обязательства, но являющиеся таковыми для целей МСФО;
  • исключить объекты, не являющиеся активами и обязательствами для целей МСФО;
  • переклассифицировать статьи отчетности в соответствии с МСФО (в случае несовпадения классификации по национальным и международным стандартам).

Определение состава объектов осуществляется не только на основе действующих для первого отчетного периода МСФО, но и с учетом проведения процедур применения возможных освобождений (например, оценка основных средств, пенсионных обязательств, объединения компаний, сложных финансовых инструментов; данные дочерних и зависимых компаний) и обязательных исключений (например, прекращение признания отдельных финансовых активов и обязательств, учет хеджирования).

Моделирование и подготовка специальных раскрытий. Помимо подготовки стандартной модели финансовой отчетности, которая в относительно неизменном виде будет использоваться в последующих периодах (с учетом изменения существенности показателей и появлением новых требований к раскрытию информации), необходимо также подготовить специализированные раскрытия, требующиеся в связи с первым применением МСФО. Организацией готовятся текст заявления о полном соответствии подготовленной отчетности требованиям МСФО, а также пояснения о влиянии применения МСФО на показатели финансовой отчетности (финансовое состояние, финансовые результаты и денежные потоки) по сравнению с данными РСБУ. Для этого составляются отчет о сверке капитала на дату перехода на МСФО и на последнюю отчетную дату, на которую представлена отчетность по РСБУ, и отчет о сверке финансового результата за последний отчетный период, за который представлена отчетность по РСБУ.

Выводы

Принятие закона о консолидированной отчетности и признание МСФО на территории Российской Федерации является важным шагом на пути развития отчетности как процесса сбора и представления пользователям отчетности своевременной и достоверной информации о деятельности организации. Установленные законом требования ставят трудную, но выполнимую при грамотном планировании и организации задачу составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Обобщая предложения о составе и сроках этапов, обеспечивающих возможность соблюдения требований законодательства, подготовки качественной отчетности и создания эффективного процесса отчетности, план работ на 2012–2013 гг. в части подготовки к составлению первой отчетности по МСФО можно представить следующим образом (табл. 4).

financialreporting.ru