Путь к эффективному процессу отчетности

Финансовая отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составляется в группе «Связьинвест» уже более 10 лет. В целом система подготовки отчетности по МСФО развивалась в рамках общего для большинства российских компаний сценария — от работы с консультантами к самостоятельной подготовке отчетности, от применения упрощенных моделей на основе электронных таблиц к использованию комплексных консолидационных систем — с акцентом на сокращение сроков и повышение качества составляемой отчетности.

 

Ведомости

21.12.2011

Иван Тополя

Заместитель главного бухгалтера ОАО «Связьинвест»

 

Становление

Финансовая отчетность по МСФО компаний группы «Связьинвест», впервые подготовленная в 1998 г., включала баланс и отчет о прибылях и убытках и в таком формате представлялась в течение трех последующих лет.

В качестве основного метода подготовки отчетности был выбран метод трансформации данных учета и отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО за исключением основных средств и обязательств по долгосрочному вознаграждению сотрудников, которые формировались путем параллельного учета и проведения оценки, соответственно. Данная модель составления отчетности по МСФО принципиально сохраняется в группе и по настоящее время.

В 2002-2003 гг. были разработаны первые инструменты подготовки финансовой отчетности по МСФО на основе технологий электронных таблиц. В 2004 г. для решения задач подготовки финансовой отчетности по МСФО была реализована полноценная информационная система — модель трансформации (МТ), специально разработанная для целей группы. В МТ были предусмотрены механизмы, обеспечивающие перенос данных по РСБУ в формат плана счетов МСФО, расчет автоматических и внесение ручных трансформационных и консолидационных корректировок, формирование отчетных форм и примечаний.

В отчетности за 2004 г. межрегиональные компании связи (МРК) заявили о соответствии своей финансовой отчетности международным стандартам финансовой отчетности в результате применения МСФО 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности». С 2005 г. компании группы увеличили периодичность составления отчетности: в 2005 г. впервые были составлены отчеты за шесть месяцев, с 2009 г. большинство компаний группы формировали отчетность за шесть и девять месяцев, а с 2010 г. — квартальную отчетность.

Развитие

В дальнейшем основное внимание уделялось управлению процессом отчетности и повышению его эффективности, интеграции организационных, методологических и технических решений, в том числе совершенствованию средств и процедур контроля, реализации средств для задач «последней мили отчетности», развитию методологии учета и отчетности.

Для решения задач «последней мили отчетности», т. е. этапа формирования отчетности как полноценного отчетного документа, были проведены работы по расширению отчетного функционала модели трансформации. Объем количественных примечаний, формируемых непосредственно из МТ, обеспечивал основной объем пояснительной записки для годовой отчетности. Кроме того, были разработаны дополнительные средства на базе электронных таблиц (рабочие документы и сводный файл отчетности) и текстовых документов (автоматизированная модель финансовой отчетности), интегрированных с МТ. Предложенная трехуровневая архитектура средств учета и отчетности (учетные и ERP-системы; консолидационная отчетная система; рабочие документы, сводный файл и автоматизированная модель отчетности) позволила создать сквозной процесс формирования отчетности — от формирования исходных данных в стандартизированном формате по РСБУ через трансформацию и консолидацию отчетности к подготовке итогового комплекта отчетности по МСФО, готового к публикации.

В ходе совершенствования средств и процедур контроля разрабатывались как элементы контроля качества данных, так и средства контроля за ходом процесса отчетности. Для контроля данных в системах и инструментах были реализованы соответствующие механизмы: система финансового анализа и сверки данных в модели трансформации, контроль используемых знаков и уровня существенности в рабочих документах, горизонтальные и вертикальные проверки и проверки округления в сводном файле отчетности. В целях контроля за ходом процесса отчетности были введены система контрольных перечней (реестры процедур отчетности, суждений, оценок, типовых корректировок), регламенты взаимодействия с профильными подразделениями по основным блокам отчетности, регламенты контрольных процедур при приеме и подготовке отчетности. Кроме того, были разработаны унифицированный перечень процедур при работе с различными блоками отчетности, положенный в основу структуры новой версии модели трансформации, и стандартный пакет материалов для оперативной интеграции приобретенных компаний по направлению учета и отчетности.

Развитие методологии учета и отчетности было направлено на обеспечение организации и техники составления отчетности. Для содействия компаниям группы в использовании модели финансовой отчетности были определены основные положения отчетной политики, устанавливающие принципы формирования показателей отчетности и контроля согласованности показателей отчетности, раскрываемых в различных отчетных формах и примечаниях, а также критерии отнесения показателей или характеристик объектов к раскрываемым. Для содействия развитию технических средств было принято решение об изменении процесса подготовки требований к системам и инструментам. В качестве исходных документов для разработки новых технических решений были определены методологические задания, подробно описывающие принципы и алгоритмы обработки и расчета показателей и образующие основу для технических заданий.

Реорганизация

При подготовке объединения ОАО «Ростелеком», МРК и ОАО «Дагсвязьинформ» в рамках группы «Связьинвест» в начале 2010 г. были образованы проектные группы по реализации мероприятий, направленных на подготовку объединяемых компаний к функционированию в качестве единой компании. За полный год работы проектной группы по учету и отчетности были подготовлены основные материалы для формирования отчетности в первом отчетном году деятельности объединенной компании.

В состав проектной группы входили сотрудники ОАО «Связьинвест», исторически осуществлявшие разработку методологических и технических решений для группы, а также сотрудники объединяющихся компаний, ОАО «Ростелеком» и межрегиональных компаний связи. Ее задачи состояли в подготовке единых организационных, методологических и технических решений для объединенной компании, в том числе:

  • учетной политики, плана счетов, форм отчетности;
  • инструментов сбора и агрегирования отчетности, моделей для расчета оценочных показателей отчетности;
  • принципиальных графиков учета и отчетности, распределения функционала между уровнями объединенной компании.

С учетом того, что объединение должно было состояться в первых месяцах 2011 г., решение о создании проектной группы по учету и отчетности в начале 2010 г., как показала практика, было своевременным.

 

financialreporting.ru